«Белгород» – праздник конструкторской мысли
АПЛ «Белгород» – универсальная платформа, предназначенная для выполнения множества задач как военных, так и народнохозяйственных

В телерепортажах и фотоотчетах с церемонии выкатки из цеха Севмаша большой атомной подводной лодки специального назначения «Белгород» проекта 09852 ничего кроме кормовых горизонтальных и вертикальных рулей, а также так называемых «штанов» – обтекателей линий гребных валов, рассмотреть было практически невозможно. Все иные элементы корпуса суперсубмарины из соображений секретности не показывали. Но недаром начальник Главного штаба ВМФ РФ вицеадмирал Андрей Воложинский на митинге по случаю выкатки подлодки говорил, что «после испытаний АПЛ «Белгород» ВМФ получит корабль, который по своим удивительным свойствам будет гарантированно обеспечивать безопасность нашей Родины». Он назвал появление этого корабля – «праздником конструкторской мысли».

Александр МОЗГОВОЙ

Действительно, речь идет об уникальной подводной лодке. Несмотря на завесу секретности, скрывающую «Белгород», об этой АПЛ из открытых отечественных и зарубежных источников известно довольно много. Попробуем обобщить эти сведения.

Большая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-329 «Белгород» была заложена на Севмаше 24 июля 1992 г. по проекту 949А «Антей» разработки ЦКБ МТ «Рубин». Но строительство субмарины велось в вялотекущем режиме – денег на ее сборку у государства не было. В мае 1994 г. строительство корабля остановилось, готовые конструкции законсервировали. Однако после гибели в 2000 г. однотипного «Курска» работы возобновились. Но они тоже шли ни шатко ни валко. Только к 31 декабря 2004 г. сформировали корпус. Из-за скудного финансирования Севмаш фактически за счет собственных средств достраивал лодку. При готовности 80% 20 июля 2006 г. во время визита на СМП тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов объявил о решении правительства не вводить АПЛ в состав ВМФ России.

Командир «Белгорода» капитан 1-го ранга Антон Алехин разбивает бутылку шампанского о борт АПЛ.

Только почти через шесть лет «Белгород» снова стал оживать. Недостроем заинтересовалось Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ, которому потребовалась подводная платформа для принципиально новых систем оружия и исследования Мирового океана. АПЛ перезаложили на Севмаше 20 декабря 2012 г. по проекту 09852 как «исследовательскую лодку». ЦКБ МТ «Рубин» радикально переработало проект в рамках ОКР «Перемонтировка». Длина лодки увеличилась на 30 м: со 154 до 184 метров. То есть АПЛ проекта 09852 «перегнала» по длине почти на 11 м РПКСН проекта 941 «Акула», уступая им лишь по водоизмещению. Если у «акул» надводное/подводное водоизмещение достигает 23 200/48 000 т, то у «Белгорода» оно составляет 14 700/23 860 т. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что АПЛ проекта 09852 превосходит не только по длине, но и по подводному водоизмещению самые большие американские ПЛАРБ типа Ohio (18 750 т).

Рабочая глубина погружения АПЛ «Белгород» – 420 м, а предельная – 500 м, что заметно превышает 300-метровую глубину погружения Ohio. В ограждении выдвижных устройств имеется всплывающая спасательная камера, в которой могут поместиться все 130 членов экипажа. Два ядерных реактора ОК-650В способны разогнать под водой российскую суперсубмарину до 33 узлов. Автономность плавания «Белгорода» – 120 суток.

Таблица сравнения длины российских и американских АПЛ (сверху вниз): РПКСН проекта 941 «Акула» (Typhoon – по американской классификации) – 175 м; «Белгород» проекта 09852 – 184 м; АГС АС-12 проекта 10831 («Лошарик») – 70 м; «Подмосковье» проекта 09787 – 174 м; ПЛАРБ Ohio – 170 м; АПЛ специального назначения Jimmy Carter – 138 м (рисунок с сайта www.hisutton.com).

Но «праздник конструкторской мысли» заключается не только и не столько в тактико-технических характеристиках АПЛ, хотя они, безусловно, впечатляют, а в ее возможностях. «Белгород» – универсальная платформа, предназначенная для выполнения множества задач как военных, так и народнохозяйственных. Недаром за лодкой закрепилась слава «атомного подводного комбайна». Прежде всего, она является носителем шести самоходных подводных аппаратов (СПА) «Посейдон» океанской многоцелевой системы (ОМС) «Статус-6» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №3/2018). Эти СПА предназначены для поражения стратегических целей в прибрежной зоне противника, а также тактических – авианосных и иных ударных соединений – в морях и океанах.

Кроме не имеющих аналогов «посейдонов» «Белгород» несет ракетно-торпедное вооружение, которое выстреливается из двух 650-мм и четырех 533-мм торпедных аппаратов.

Сравнение размеров АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» (внизу) и СПА «Посейдон» (рисунок с сайта www.hisutton.com).

На борту «комбайна» могут размещаться автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) «Клавесин-2Р-ПМ» (проект 2Р52), предназначенные для разведки, обследования дна на глубинах до 6000 м и иных миссий. При иллюстрировании сюжетов о СПА «Посейдон» иногда используют изображения «Клавесина», что, конечно, является ошибкой. «Клавесин-2Р-ПМ» значительно меньше «Посейдона» и имеет электрическую энергоустановку. Его масса – около 3,7 т, длина – 6,5 м, диаметр корпуса – 1 м. Аппарат оснащается гидролокатором, электромагнитными датчиками и видеокамерами. Не исключается размещение иной полезной нагрузки. Особенность 2Р52 – возможность эксплуатации АНПА с морской подводной подвижной платформы – в данном случае с «Белгорода». Она реализуется в полностью автоматическом режиме, без участия оператора. Процесс выхода и посадки АНПА осуществляется системами технического зрения и программным обеспечением с элементами искусственного интеллекта. С борта «Белгорода» могут использоваться автономные необитаемые подводные аппараты и других типов.

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» во время испытаний в районе Крыма.

По утверждению известного американского специалиста по подводным военным технологиям Х.И. Саттона, «Белгород» станет носителем атомной глубоководной станции (АГС) проекта 18511 «Палтус» разработки СПМБМ «Малахит». Эта небольшая АПЛ водоизмещением около тысячи тонн способна нырять на глубину более 1000 м. Она предназначена для разного рода научных исследований, а также для уничтожения станций гидроакустического слежения противника и подводных линий его связи.

Сообщается также, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе атомную турбогенераторную установку (АТГУ) «Шельф». В ее состав входят двухконтурная реакторная установка с водо-водяным интегральным реактором тепловой мощностью 28 МВт, турбогенераторная установка, обеспечивающая выработку электроэнергии мощностью 6000 кВт, и система автоматизированного и дистанционного управления, контроля и защиты технических средств установки. АТГУ может обеспечивать электропитанием сеть гидроакустических станций обнаружения, в том числе под арктическими льдами. «Шельф» способен осуществлять подзарядку автономных необитаемых подводных аппаратов, действующих вдали от своих берегов.

Компоновка АПЛ «Белгород» по Х.И. Саттону (рисунок с сайта www.hisutton.com).

Объем задач, выполняемых «Белгородом», может быть и шире. По мнению Х.И. Саттона, настоящий потенциал этой АПЛ пока остается загадкой. А по мнению немецкого журнала Stern, обладая не только таким оружием как СПА «Посейдон», не имеющего аналогов в мире, но и современным средством его доставки почти в любую точку мира, Россия способна «доминировать в подводном мире».

Как сообщили информационные агентства, в текущем году должны состояться швартовые испытания АПЛ «Белгород», а в следующем – заводские ходовые и государственные испытания. В конце 2020 г. подлодку планируется передать флоту. Эти сжатые сроки, учитывая высокую сложность корабля, представляются трудновыполнимыми. Для отработки всех систем и вооружения проекта 09852, на наш взгляд, потребуется более продолжительное время.

АГС проекта 18511 «Палтус».


 

НОВОСТИ

Заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков вручил штандарт начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны Российской Федерации генерал-майору Сергею Владимировичу Бибику.
Актуальные вопросы торгово-экономического, энергетического и научно-технического сотрудничества двух стран были обсуждены в ходе заседания Межправительственной российско-венесуэльской комиссии.
По информации пресс-службы Восточного уже на испытаниях военного округа, в войска округа с начала 2019 г. поступило около 120 модернизированных ОБТ Т-80. Боевые машины усилили общевойсковые объединения ВВО, дислоцированные в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях.
Исследование эффективности применения новых способов противодействия групповому применению крылатых ракет и БЛА противника стали главными целями проведения масштабного командноштабного учения (КШУ) по управлению группировкой авиации и войск ПВО Центрального военного округа (ЦВО) на полигонах Капустин Яр и Ашулук.
По обращению Министерства обороны России начаты проверки 46 организаций, своевременно не представляющих материалы для расчета цен на вооружение.
Как заявил командующий войсками ПВО-ПРО, заместитель главнокомандующего ВКС РФ генерал-лейтенант Юрий Грехов, испытан модернизированный ЗРПК – «Панцирь-СМ».
Первый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, изготовленный в соответствии с требованиями Минобороны России, передан в эксплуатацию. Процедура прошла в Ульяновске, сертификаты о передаче самолета подписали командир военной части Вадим Дырдин, управляющий директор АО «ОАК-ТС» Владимир Семенов, управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов.
В работе селекторного совещания с руководящим составом Вооруженных Сил, состоявшегося в Национальном центре управления обороной РФ, приняли участие представители Тульской области во главе с губернатором Алексеем Дюминым.
Одно из приоритетных направлений кадровой политики Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – привлечение на работу молодых специалистов. Сотрудники кадровых подразделений регулярно проводят встречи со студентами ведущих технических вузов страны.
С взлетно-посадочной полосы аэродрома авиастроительного предприятия ПАО «ВАСО» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) в воздух поднялся первый опытный образец легкого военнотранспортного самолета Ил-112В, построенного в рамках контракта с Минобороны России.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100