№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Фрегат «Адмирал Григорович» для Черного моря
Черноморский флот нуждается в пополнении кораблями нового качественного уровня с современным вооружением.

Известно, что Черноморский флот, равно как и все другие объединения российского ВМФ, нуждается в новых кораблях. Следует признать, у нашей страны – дряхлый флот. На пальцах можно пересчитать боевые единицы, которым меньше 20 лет. Новых кораблей строится, во всяком случае пока, мало. Вот почему закладка каждой боевой единицы – неординарное событие. Именно поэтому начало строительства на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» фрегата «Адмирал Григорович» проекта 11356 разработки Северного ПКБ привлекло внимание всех, кого заботит судьба отечественного ВМФ.

Александр ФЕДОРОВ

 

Решение о строительстве фрегатов этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает фрегаты сразу двух типов – проектов 22350 и 11356, что противоречит ранее провозглашенной политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты 22350 (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №11/2010) – корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. А фрегаты проекта 11356 уже хорошо освоены промышленностью. Напомним, что три корпуса этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и успешно эксплуатируются. Еще три корабля строятся на «Янтаре» и намечены к сдаче заказчику в 2011 г. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов, «корпус – такой же, а вот начинка вся – отечественного производства».

Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135.

Сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М.

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 – эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Черном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что фрегаты проекта 11356 – глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 г. большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». ВМФ и морские части КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только три корабля – «Ладный» и «Пытливый» на Черном море и «Пылкий» на Балтике – в строю. По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют несколько «нереев».

Фрегат Talwar ВМС Индии – головной проекта 11356, построенный Балтийским заводом.

Фрегаты проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «нереях», у них появилась взлетно-посадочная площадка для вертолета Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 – многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения. Их ударный потенциал включает 8 вертикальных пусковых установок (ВПУ) комплекса «Оникс» или «Калибр-НК», ракеты которого могут поражать надводные, береговые и подводные цели, а также автоматическую универсальную 100-мм артиллерийскую установку. Оборонительный арсенал состоит из 36 ракет ЗРК «Штиль-1» в ВПУ, двух установок ЗРАК «Кортик» или «Палаш». Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

Сторожевой корабль «Пылкий», модернизированный по проекту 11352 (было обновлено радиоэлектронное вооружение и зарезервированы места для двух счетверенных пусковых установок ПКР «Уран» вместо РБУ-6000).

Пограничный сторожевой корабль «Воровский» проекта 11351.

Индийцы по достоинству оценили многофункциональность этих кораблей и не только заказали вторую серию из трех единиц в России, но и, скопировав проект, стали их строить на своих верфях (фрегаты типа Shivalik).

Наконец, не стоит забывать еще об одном обстоятельстве. Прототипом для фрегатов проекта 22350 послужили как раз корабли проекта 11356. То есть они близкие «родственники». На них используется немало схожих или одинаковых узлов и агрегатов. Вот почему появление в составе ВМФ РФ фрегатов этих двух типов не столь уж драматично отразится на материально-техническом снабжении и обслуживании этих кораблей.

Морской министр Российского императорского флота адмирал И.К. Григорович.

Несколько слов о названии головного корабля для Черноморского флота. Иван Константинович Григорович (1853-1930) имел богатую военно-морскую биографию. После окончания Морского училища в мичманском звании участвовал в так называемой Цимбрийской экспедиции 1878 г., когда большая группа русских моряков на зафрахтованном пароходе «Цимбрия» отправилась в США, где составила экипажи четырех крейсеров, закупленных на верфи фирмы William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1883 г. Григорович в чине лейтенанта принял командование своим первым кораблем  – портовым судном «Колдунчик». Потом в разных должностях плавал на нескольких кораблях Российского императорского флота. В 1896-1898 гг. был морским агентом (атташе) в Великобритании. С дипломатического паркета поднялся на мостик броненосца «Цесаревич», который привел в Порт-Артур. За спасение этого корабля во время минной атаки японцев 26 марта 1904 г. был произведен в контр-адмиралы и назначен командиром Порт-артурского порта.

Благодаря недюжинным организационным талантам Ивана Константиновича, 1-я Тихоокеанская эскадра до конца осады крепости не знала недостатка в средствах материально-технического снабжения. С 1905 г. Григорович – на различных командно-штабных должностях. В 1909 г. ему присвоено звание вице-адмирала. В 1911 г. Григорович назначен морским министром, одновременно с производством в адмиралы. Он стал одним из самых эффективных управленцев и строителей отечественного Военно-морского флота. Достаточно сказать, что к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ 100% линкоров, 40% крейсеров и 30% эсминцев были построены или заложены по программам, составленным Григоровичем. В 1924 г. он эмигрировал во Францию, где и скончался в Ментоне на Лазурном берегу. В 2005 г. урна с прахом адмирала была доставлена на Родину кораблями российского флота и перезахоронена в соответствии с завещанием Григоровича в семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Внучка адмирала И.К. Григоровича Ольга Петрова и его праправнук Артем Московченко.

Два других фрегата проекта 11356, предназначенных для Черноморского флота, получат имена выдающихся российских флотоводцев конца XIX-начала ХХ веков: Николая Оттовича фон Эссена и Степана Осиповича Макарова.

По условиям контракта первый из фрегатов проекта 11356 должен быть построен «Янтарем» за три года. На строительство всей серии из трех единиц отведено четыре года.

На торжественной церемонии закладки корабля присутствовали представители правительства Калининградской области и Объединенной судостроительной корпорации, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир Королев, а также внучка адмирала Ивана Григоровича Ольга Петрова и его праправнук Артем Московченко. Как заявил генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Игорь Орлов, для заводчан «большая честь и радость – строить современные корабли родному флоту». Как отметил Владимир Королев, Черноморский флот «нуждается в пополнении кораблями нового качественного уровня с современным вооружением. Именно таким будет сторожевой корабль новой серии, которая заметно усилит надводные силы России в южном регионе».

Фрегат проекта 11356, построенный для ВМС Индии на «Янтаре».


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100