Россия – Турция:новые горизонты сотрудничества
Разочаровавшись в США, ЕС и НАТО, Анкара выстраивает прагматичное партнерство с Москвой

Россия и Турция очень похожи. Они соизмеримы по составу населения, по уровню развития. Их экономики находятся примерно на одинаковом уровне развития. Уровень жизни населения так же близок, как и уровень урбанизации.

Сергей МАРКОВ

РОССИЯ И ТУРЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Обе страны пытаются не повторить полностью европейскую модель, а совместить собственную историческую традицию, собственную общественную и политическую культуру, тесно связанную с традиционными ценностями, с одной стороны, и европейские общественно-политические и экономические институты – с другой.

И Россия, и Турция лежат к востоку от Евросоюза и стремятся максимально сотрудничать с ним. При этом они не согласны на условия, на которых Евросоюз готов на такое сотрудничество. Россия и Турция не имеют шансов стать членами ЕС, но при этом Брюссель хотел бы видеть их своей зависимой периферией, в то время, когда Россия и Турция настаивают на том, что они могут и должны выстраивать более самостоятельную политику в отношении с объединенной Европой.

Традиционная политическая культура диктует схожую политическую систему, где президентское правление является доминирующим, а роль личности как лидера страны весьма высока. При этом лидер зачастую находится над институтами власти, обращаясь за поддержкой непосредственно к населению и получая такую поддержку. При этом оба лидера: и Владимир Путин и Реджеп Эрдоган, подвергаются нарастающей критике со стороны США и ЕС. Западным странам не нравится эволюция политической системы России и Турции, их все более самостоятельная внешняя политика, развивающиеся партнерские отношения, которые в перспективе могут стать союзническими.

НА ИСТОРИЧЕСКИХ КАЧЕЛЯХ

Исторически Россия и Турция прошли через несколько этапов развития. Около четырех столетий назад Османская империя была доминирующей силой, а Московское царство было значительно слабее. Позже началось столкновение Российской и Османской империй, которое продолжалось на протяжении двух столетий и включало в себя череду войн. Его итогом стал распад Османской империи, Российская же империя переродилась в Советский Союз. СССР стал сверхдержавой, от былого величия Оттоманской Порты не осталось и следа. В определенный момент СССР даже пытался подчинить себе Турцию.

Но Российская и Османская империи не только воевали, но и активно сотрудничали. Султаны и цари часто перенимали друг у друга опыт. В частности, русское стрелецкое войско создавалось с оглядкой на янычарскую пехоту, а османские султаны проводили модернизацию, во многом беря пример с Петра I и других российских императоров.

Российско-турецкие отношения достигли пика в 1920-е гг. В 1921 г. был подписан договор о дружбе и братстве, и Советская Россия оказала решающую помощь Турецкой Республике в становлении государственности. Именно опираясь на советскую финансовую и военную помощь, Мустафа Кемаль Ататюрк смог сформировать армию, способную изгнать силы иностранной военной интервенции со своей территории, и включить в новую Турецкую Республику такие крупнейшие города, как Стамбул и Измир. Без помощи Советской России Турецкая Республика не могла бы существовать в ее нынешнем виде и была бы экономически в два, а то и в три раза слабее – трудно представить экономическое развитие Турции без Стамбула, Измира, Антальи.

ПО ДВА ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РАЗВОРОТА

В середине ХХ века Турция испытала давление со стороны СССР, в том числе и территориального характера. Анкара совершила геополитический разворот, вошла в НАТО и стала союзником США, в дальнейшем поставив своей целью вхождение в состав Евросоюза. В этом смысле Турция, во многом, подчинила свою внешнюю и оборонную политику США и ЕС.

Западу не нравится эволюция политической системы России и Турции, все более самостоятельная внешняя политика двух стран, их развивающиеся партнерские отношения.

Однако после окончания «холодной войны» Турция постепенно осуществляет обратный геополитический разворот, уже от США и Евросоюза. Это связано с несколькими важными обстоятельствами. Раньше США помогали Турции решать ее проблемы, в частности, защищали от территориальных претензий со стороны СССР, а также оберегали ее хрупкую политическую систему от захвата власти коммунистами или националистами. Сейчас такие угрозы для Турции не существуют, поэтому позитивная роль Вашингтона сошла на нет, более того, сегодня он создает Анкаре проблемы. Во-первых, активно поддерживая курдские полусамостоятельные государства на территории Ирака и Сирии, с перспективой поддержки курдской государственности на территории Турции – и за счет Турции. Во-вторых, нынешнее руководство Турции испытывает огромное недоверие к Соединенным Штатам Америки, поскольку совершенная обществом «Хизмет» в 2016 г. попытка государственного переворота была, с высокой вероятностью, осуществлена при содействии, а возможно даже – и при участии американских спецслужб. Фетхуллах Гюлен, которого руководство Турции считает организатором попытки переворота, находится в США под защитой американских спецслужб, и Вашингтон, несмотря на все требования, отказывается выдавать его турецкому правосудию. Поэтому США постепенно трансформировались из союзника сначала в нейтральную, а сейчас и во все более враждебную Турции силу. Осознание Вашингтона как враждебной силы в Анкаре еще не пришло, но разрыв между Турцией и США постоянно углубляется.

Похожие тенденции происходят и в отношениях с Евросоюзом. Раньше Турция стремилась стать членом ЕС. Во имя этой большой цели правительство страны во многом подчинялось Евросоюзу, а турецкие элиты консолидировались вокруг идеи европейского пути. Но сейчас цель испарилась – Брюссель четко дал понять, что не готов принять Турцию в состав ЕС, однако по-прежнему пытается навязывать Анкаре свою модель поведения. Более того, постоянно наращивает критику внутренней политики Турции. Таким образом, высказывая постоянные претензии в адрес Анкары и ничего не давая ей взамен, ЕС также постепенно превращается в главного антагониста турецкого руководства.

Военно-техническое сотрудничество с Турцией началось в межвоенный период. В 1934 г. СССР поставил Анкаре партию танков Т-26.

Москва в отношениях с Турцией также совершила два противоположных геополитических разворота. После распада Советского Союза Россия повернулась лицом к Западу, захотев стать его союзницей, а возможно – и членом НАТО. Но Запад отказался. России также был предложен статус младшего партнера, чьи интересы мало учитываются. А когда Москва стала возвращать свой суверенитет, это привело ко все более возрастающему раздражению Запада. Углубление противоречий между Россией и Западом вылилось в острый конфликт после государственного переворота на Украине в 2014 г., воссоединения с Крымом и начала восстания на Донбассе.

В результате двух самостоятельных геополитических разворотов Россия и Турция повернулись друг к другу и углубляют сотрудничество в условиях нарастающей конфронтации с США и ЕС, которые несут глобальные угрозы для обеих стран.

СПЕКТР РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

Отношения между Россией и Турцией развиваются по нескольким основным направлениям. Первое – экономическое. На сегодня торговый оборот между Россией и Турцией составляет $20 млрд. и продолжает расти: президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган поставил задачу довести его до $100 млрд. Важнейшим товаром, который Россия поставляет в Турцию, являются энергоресурсы. Прежде всего, речь идет о природном газе. Уже построен один газопровод, второй строится, и по газопроводу «Турецкий поток» газ будет поставляться не только в Турцию, но и в страны Евросоюза, так что Турция в данной ситуации становится газовым хабом. К этому хабу может также подключиться и газопровод с азербайджанским газом TANAP.

Мощный совместный проект России и Турции – атомная электростанция «Аккую». По этому проекту в Турции должно быть построено четыре энергоблока с российскими реакторами. Проект реализуется по новой модели, когда Россия сама строит АЭС и владеет станцией, а также продает электроэнергию Турции, а Турция способствует строительству и дает гарантии многолетней покупки электроэнергии по тем ценам, при которых работа АЭС окупается. Кроме того, Россия помогает Турции создать атомную энергетику как новую для Турции отрасль экономики. Идет подготовка сотен турецких специалистов, также Россия оказывает помощь в создании центрифуг для АЭС.

Особенно тесными и важными являются отношения в области туризма. Благодаря развитой туристической инфраструктуре Турции, ежегодный поток российских туристов уже достиг 6 млн. человек, ожидается и дальнейшее его увеличение.

Политической сенсацией стало приобретение Турцией российских ЗРС С-400. Турция и ранее закупала некоторые образцы вооружения у России, но покупка «Триумфов» стала настоящим прорывом в сфере военно-технического сотрудничества двух стран. Руководство Турции не побоялось пойти на конфликт с Соединенными Штатами Америки, которые угрожали Турции разными карами – вплоть до исключения из НАТО. Эти системы очень хороши по нескольким причинам. Во-первых, С-400 конкурентоспособны по соотношению «цена-качество». Во-вторых, Россия, в отличие от США, при продаже систем вооружений не связывает их с теми или иными политическими требованиями. Турция сможет использовать С-400 по своему желанию и усмотрению, кроме их использования против российских самолетов. Кроме того, Россия готова производить системы С-400 совместно с Турцией и в дальнейшем совместно продавать третьим странам. В случае с американским ЗРК Patriot такое просто невозможно.

Покупая российские ЗРС С-400 «Триумф», руководство Турции не побоялось пойти на открытый конфликт с США.

Исключительно важным является сотрудничество России и Турции в сфере безопасности. Считается, что помощь российской разведки была одной из ключевых для спасения президента Эрдогана от покушения во время попытки переворота 2016 г.

Очень важным является внешнеполитическое взаимодействие России и Турции на сирийском направлении. В ходе гражданской войны в Сирии Россия и Турция оказывались в различных ситуациях, вплоть до военных столкновений своих прокси-сил. Москва и Анкара не стали заложниками своих враждующих сателлитов, а наоборот, содействовали развитию диалога между ними и постепенному движению к примирению. Например, Сирийская армия взяла Алеппо после того, как протурецкие силы получили команду отойти от города. Позже протурецкие боевики смогли свободно эвакуироваться из районов деэскалации Хомс, Хамы и Дума в провинцию Идлиб. Сейчас в Идлибе сконцентрированы довольно серьезные протурецкие силы, против которых Сирийская армия на протяжении многих месяцев не ведет боевые действия. В Сирии Анкара оказалась в какой-то момент в сложной ситуации, когда она вела борьбу на два фронта: с одной стороны, поддерживаемые ею группировки воевали против Сирийской армии, за которой стоит Россия, а с другой стороны, Турция боролась с курдскими вооруженными формированиями, за которыми стоят США. И в этой сложной ситуации Турция постепенно все больше и больше склонялась к диалогу с Россией, что в конечном итоге вылилось в создание астанинского формата.

«Астанинская тройка» в составе Турции, России и Ирана, трех мощных региональных держав, которые и прямо и через своих союзников включены в войну в Сирии, – это пример того, как можно решать острейшие региональные проблемы без участия США и Евросоюза.

Как мы уже упомянули, нынешнее сближение Москвы и Анкары произошло на фоне войны в Сирии. Однако у двух стран есть еще одно потенциально весьма взаимовыгодное направление взаимодействия, не связанное с вооруженным конфликтом в «горячей» фазе. Речь идет о треугольнике «Россия–Турция–Азербайджан». Баку имеет великолепные отношения и с Анкарой, и с Москвой, но треугольник пока реально не сформирован. Между тем такая форма международного сотрудничества в настоящее время стала своего рода геополитической модой. Она удобна тем, что позволяет выстраивать взаимодействие как бы вне крупных многосторонних союзов, но при этом и подняться над частными двусторонними отношениями двух государств.

А эти отношения развиваются весьма успешно – причем не только на уровне президентов, крупного бизнеса и энергетических проектов, но и на бытовом уровне. Простые человеческие контакты между Россией и Турцией длительное время развиваются по линии туризма, экономического сотрудничества в области малого и среднего бизнеса. Уже образовалась очень мощная социальная группа российско-турецких семей. Но взаимодействие развитых активных групп гражданского общества, а не индивидуальных граждан, на данный момент пока что недостаточно. Для того чтобы решить эти проблемы, был создан российско-турецкий форум общественности, который пытается сделать взаимодействие гражданских обществ России и Турции значительно более глубоким. Серьезную роль в этом должны сыграть средства массовой информации и экспертное сообщество.

Мощный совместный проект России и Турции – атомная электростанция «Аккую».

У России и Турции сложился своего рода информационный парадокс: обе страны имеют мало корпунктов на территории друг друга и мало совместных экспертных проектов. В результате получается так, что турецкая пресса пишет о России то, что она почерпнула в европейских и американских СМИ, российские медиа делают то же самое, освещая события в Турции с помощью западного информационного зеркала. Но оно очень сильно искажает реальную ситуация и в России, и в Турции, поэтому наша взаимная медийная картинка получается весьма ущербной.

Выход из этого положения естественен – необходимо налаживать прямое информационное сотрудничество между двумя странами, каждая из которых имеет десятки телеканалов.

Экспертное сообщество в современном мире играет все большую роль в средствах массовой коммуникации. По сути дела, эксперты зачастую являются активными медийными игроками. Кроме того, в условиях ослабления такого традиционного политического института, как политические партии, экспертное сообщество фактически начинает замещать его. Поэтому позиции экспертного сообщества могут вызывать огромный общественный резонанс. Но экспертные центры России и Турции находятся опять же под сильным западным влиянием. Это влияние является как финансовым, когда большое количество экспертных проектов финансируются США и Евросоюзом, так и интеллектуальным, поскольку экспертные школы России и Турции не развивают собственные теории, а движутся в рамках парадигм и концепций, созданных американскими и европейскими школами гуманитарной мысли. При этом экспертное сообщество все более и более политизируется, требует от его участников политического подчинения. Такая ситуация не идет на пользу Москве и Анкаре.

Подводя итог, еще раз отметим генеральный тренд российско-турецких отношений. Он заключается в том, что две страны все больше акцентируются на укреплении своего собственного суверенитета и увеличении самостоятельности своей внутренней и внешней политики. Следуя этими параллельными курсами, помогая друг другу, Москва и Анкара все больше сближаются. Будет ли сотрудничество продолжаться на параллельных курсах или Россия и Турция перейдут от тесных партнерских отношений к союзническим? Этот вопрос пока не имеет ответа. Но возможность присоединения Турции к Евразийскому союзу нельзя исключать. Если это произойдет, геополитическая карта Евразии кардинально изменится.

Пока же главная задача двух стран – сохранение суверенитета в условиях постоянно усиливающегося давления со стороны США и ЕС, которым самостоятельные, тесно сотрудничающие, сильные Россия и Турция просто не нужны. Но народы и лидеры двух стран хотят видеть их именно такими.


 

НОВОСТИ

Министр обороны КНДР генерал армии Но Гван Чхоль и замминистра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин обсудили план двустороннего сотрудничества военных ведомств двух государств на двусторонней встрече в Пхеньяне.
Как сообщило Министерство обороны России, истребительный полк армии ВВС и ПВО Западного военного округа в 2021 г. получит по государственному оборонному заказу партию истребителей Су-30СМ с двигателями АЛ-41Ф-1С.
Первая партия из 8 тыс. автоматов Калашникова АК-12 поступила в рамках государственного оборонного заказа на вооружение соединений и воинских частей Центрального военного округа (ЦВО).
Зенитчики Северного флота выполнили стрельбы из арктических зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М2ДТ» на архипелаге Новая Земля – впервые новый ЗРК применялся для выполнения учебно-боевых задач в высокоширотных районах Арктики.
В преддверии аэрокосмического салона МАКС-2019 в Хорватии вышла в свет книга-альбом «Наш МАКС».
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу вручил грамоту президента РФ и боевое знамя начальнику Национального центра генерал-полковнику Михаилу Мизинцеву.
В регионах Урала, Сибири и Поволжья, а также в республиках Киргизия и Таджикистан во второй половине июля состоялся масштабный полевой выход подразделений связи воинских частей и соединений Центрального военного округа (ЦВО). В тактико-специальном учении приняли участие более 4,5 тыс. военнослужащих и около тысячи единиц специальной техники связи.
Утвержденные правительством Российской Федерации изменения в постановление «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» дадут оборонной промышленности возможность обеспечить заключение контрактов жизненного цикла в качестве единственного поставщика, если продукция будет создаваться в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК).
В России состоялось масштабное совместное учение с подразделениями Воздушно-десантных войск (ВДВ) и экипажами военно-транспортной авиации (ВТА).
Исполнилось 45 лет с момента выхода совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале опытно-конструкторских работ по самолету Су-27.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100