Без базы в Тартусе
Последствия возможной смены политического режима в Сирии для российского ВМФ

Корабли Черноморского флота - редкие гости в военно-морской базе Тартус.

Фото: Илья Кедров

На сегодняшний день вероятность свержения режима Башара Асада в Сирии представляется не очень большой, не более 30 процентов. Но если она, все же, реализуется, отношения новых сирийских властей с Россией почти наверняка радикально ухудшатся по сравнению с нынешней ситуацией. Демонстранты уже сжигали флаги РФ, Китая и Ирана, считая эти страны главными союзниками Асада. Если власть в Дамаске сменится, мы почти наверняка лишимся своего единственного военного объекта в дальнем зарубежье - ВМБ (или, официально, ПМТО) ВМФ РФ в Тартусе.

Александр ХРАМЧИХИН

 

Эта наша последняя оставшаяся база и создана она была последней из всех советских зарубежных военных баз – в 1988 г., т.е. на излете существования СССР. Поэтому всерьез ей попользоваться мы так и не успели. В постсоветский период здесь дежурит, сменяясь через полгода, одна плавмастерская Черноморского флота. Российские боевые корабли сюда заходят только в ходе своих редких визитов в Средиземное море. Поэтому с точки зрения сегодняшнего дня, потеряв Тартус, мы практически ничего не потеряем, только получим удар по престижу. 

Что мы теряем с точки зрения перспективы, сказать гораздо сложнее. Это зависит от наших стратегических планов, если предположить, что таковые имеются.

Многие эксперты рассматривают Тартус в контексте анонсированного командованием ВМФ обновления ЧФ. Связь это неочевидна. Как известно, если в постсоветский период три другие наших флота и одна флотилия обновлялись плохо и мало, ЧФ, по сути, не обновлялся вообще. Добившись в прошлом году продления аренды Севастополя до 2042 г., наше руководство, видимо, неожиданно для себя осознало, что в очень обозримом будущем мы за очень немалые деньги будем арендовать пустые причалы. Просто потому, что большинство кораблей ЧФ в ближайшие годы придется списать по старости. А наименее старые корабли и катера еще в 90-е были переведены в Новороссийск, где мы в любом случае обязаны иметь ВМБ и корабельную группировку, т.к. необходимо оборонять не только чужой Крым, но и собственное побережье.

Поскольку строительство кораблей новых проектов (подводных лодок пр. 677, фрегатов пр. 22350, корветов пр. 20380 и 20385) ведется слишком низкими темпами и рассчитано на все флоты, было принято паллиативное решение строить для «реанимации» ЧФ корабли модернизированных старых проектов: ПЛ пр. 636 и фрегаты пр. 11356. Их ТТХ ниже, чем у новейших кораблей, зато производство хорошо освоено. Удастся ли действительно построить до 2020 г. 15 ПЛ и фрегатов – вопрос крайне спорный и отдельный. Но даже если удастся, то предназначены они будут для Севастополя, но не для Тартуса. Хотя, разумеется, до Тартуса им идти довольно близко. Но тут возникает вопрос – для чего нам корабельная группировка в Средиземном море?

Вариант борьбы против НАТО представляется совершенно несерьезным. Во-первых, непонятно, на какой почве мы с ним собираемся бороться. Во-вторых, хотя ВС НАТО за период после окончания «холодной войны» сократились в разы, в наименьшей степени эти сокращения затронули их ВМС. Наша корабельная группировка, оказавшаяся в Средиземном море в полной изоляции, без авиационной поддержки, не продержится и недели. Надо помнить, что Черное море – это «бутылка, горлышко от которой находится в руках у НАТО», т.е. Турции. Силовое форсирование Черноморских проливов даже в советское время считалось исключительно сложной задачей, поэтому наша Средиземноморская эскадра состояла, в основном, из кораблей Северного флота, а не ЧФ. Идти с севера, разумеется, кораблям было гораздо дольше, зато не было проблемы проливов. Сегодня же вообще бессмысленно говорить о том, чтобы наш ВМФ и даже Вооруженные Силы в целом обеспечили форсирование Босфора и Дарданелл в боевых условиях. Конечно, можно в случае конфликта с НАТО забиться в этот самый Тартус и отбиваться «Бастионами», которые мы Сирии уже продали, и С-300, которых там пока нет. Но какой смысл в таком варианте? Гораздо проще вообще не иметь кораблей в Средиземном море, чем решать задачу их спасения, не имея возможности нанести противнику реальный ущерб.

Не менее несерьезна задача борьбы с исламским терроризмом. Пока еще никому не удалось внятно объяснить, как эту задачу решать силами флота.

Пожалуй, единственная реальная задача сегодня для наших кораблей в Средиземном море – борьба с пиратством. Во-первых, Тартус мог бы быть удобной перевалочной базой на пути в Индийский океан. Во-вторых, чем дольше продолжается нынешний ливийский трагифарс, тем выше вероятность того, что эта страна превратится, в конце концов, во второе Сомали, причем «со всеми вытекающими». Включая пиратство. В Средиземном море судоходство в разы интенсивнее, чем в западной части Индийского океана. Причем здесь «пасется» множество круизных судов. Захват пиратами круизного мегалайнера станет событием эпохального значения. Кроме того, пираты из Ливии смогут из-за малых расстояний проводить набеги и на берега Италии, Греции, Франции. Тут уже по-настоящему понадобятся «совместные усилия международного сообщества». Правда, если до этого дойдет и Россия примет реальное участие в этих усилиях, возможность базирования нашим кораблям предоставит любая страна, в т.ч. и члены НАТО.

Таким образом, потеря Тартуса никакой катастрофой для нас не станет. Но и хорошего в ней тоже ничего не будет. Мы получим удар по престижу, еще более сократятся наши военные и политические возможности. Для сохранения этой базы надо либо молиться на Асада, либо, на всякий случай, начинать устанавливать контакты с повстанцами. Хотя бы для того, чтобы понять, кто они такие вообще.


 

НОВОСТИ

Как заявил главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков, продолжается оснащение подразделений ПВО СВ современными зенитными ракетными комплексами.
Проект корпорации «Уралвагонзавод» и МИА «Россия Сегодня», который рассказывает о самых современных разработках военной отрасли, получил собственный раздел «Новое оружие России» по адресу www.ria.ru/arms.
Как отметил генеральный директор корпорации Олег Сиенко, «за последние годы корпорация разработала около 20 новейших изделий для Российской армии». Многие из них найдут свое отражение в инфографике агентства.
В 1-ю танковую армию Западного военного округа (ЗВО), дислоцированную в Подмосковье, поступят 10 самоходных гаубиц «Коалиция-СВ» для прохождения войсковых испытаний.
На острове Земля Александры ведется строительство самого приближенного к Северному полюсу стационарного аэродрома.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о награждении пятерых работников Уралвагонзавода – головного предприятия корпорации «УВЗ».
Опытно-войсковая эксплуатация боевой экипировки «Ратник» показала, что она удобна и эргономична, особых нареканий у военнослужащих не вызывает, заявил главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков. По его словам, в войска поступило уже около 100 тыс. комплектов экипировки «Ратник», которые очень активно используются в процессе боевой подготовки.
Выполнение заданий ГОЗ – основное стратегическое направление деятельности предприятий Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». На протяжении последних шести лет ГОЗ выполнялся своевременно, а по некоторой номенклатуре и досрочно.
Опытный образец зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь» на гусеничном ходу для Сухопутных войск будет готов в начале 2017 г., сообщил РИА Новости генеральный директор входящего в НПО «Высокоточные комплексы» предприятия «Щегловский вал» Владимир Попов.
«В последнее время мы слышим много упреков от наших западных партнеров, опасающихся выросшего за последние годы уровня боевой готовности и боеспособности наших Вооруженных Сил.Плановые мероприятия нашей оперативной и боевой подготовки пытаются выдать за «угрожающие» сигналы соседним странам. Раскручиваются тезисы о военной угрозе, новой холодной войне, очередной гонке вооружения», – заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в ходе совещания по подведению итогов совместных мероприятий с федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ при подготовке и проведении стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016».
В Национальном центре управления обороной под руководством министра обороны генерала армии Сергея Шойгу прошел очередной Единый день приемки военной продукции, поступающей в войска, а также объектов военной и социально-бытовой инфраструктуры ВС РФ.

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «ИД «Национальная оборона»

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

Rambler's Top100