Дальше, быстрее, точнее
Борис Обносов на МАКС-2019 рассказал о приоритетах корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Одними из важнейших мероприятий московского Международного аэрокосмического салона стали пресс-конференции генерального директора Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова. Эти традиционные встречи с прессой используются для того, чтобы рассказать о новых изделиях КТРВ. МАКС 2019 не стал исключением. На стенде КТРВ, как подчеркнул руководитель холдинга, демонстрировались изделия, которые либо только что прошли государственные испытания, либо находятся на заключительных этапах проверок.

Илья КЕДРОВ

При этом экспозиция КТРВ на МАКС-2019 заметно расширилась за счет демонстрации продукции двойного и гражданского назначения, созданной входящими в Корпорацию предприятиями. «Мы делаем все возможное, чтобы выйти, может быть, не точно на те показатели, которые всегда фигурируют – 30 процентов гражданской продукции к 2025 году и 50 процентов – к 2030 году, но по крайней мере вплотную приблизиться к ним», – сказал Борис Обносов.

Он отметил, что численность работников Корпорации сегодня – около 55 тысяч человек, в 2018 году объем выручки составил около 230 млрд. рублей, чистая прибыль – 28 млрд. По объему выручки КТРВ каждый год стабильно прибавляет по 10-15%.

Продолжилось расширение КТРВ – в состав Корпорации включен Концерн «Гранит-Электрон». «Этот небольшой холдинг, объединяющий семь предприятий, крайне важен для нас, – подчеркнул Борис Обносов. – 60 процентов его заказа предназначается для ВПК «НПО машиностроения», входящей в состав КТРВ».

Экспозиция Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС-2019.

Что касается демонстрации новых изделий разработки и производства Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС 2019, то главными новинками стали корректируемые авиабомбы. Как отметил Борис Обносов, в кризисные 1990-е Россия отстала от западных конкурентов по этому направлению авиационных средств поражения. Сейчас это отставание сокращается.

На стенде Корпорации впервые были продемонстрированы корректируемая авиационная бомба с фугасной боевой частью К08БЭ калибром 500 кг и управляемая планирующая авиационная бомба К029БЭ (УПАБ-1500Б-Э) калибром 1500 кг. Последний образец предназначен для поражения малоразмерных прочных и особо прочных объектов с известными координатами. Высота сброса К029БЭ – до 15 тыс. метров, точность (Екво) – до 10 метров. У К08БЭ высота сброса – до 14 тыс. метров. Оба образца оснащаются инерциально-спутниковой системой наведения и интеллектуальными взрывателями с тремя режимами задержки детонации.

Среди новых разработок Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – боеприпасы семейства «Гром-Э».

По этим изделиям полностью завершены государственные испытания, начались поставки в строевые части ВКС РФ, более того, как отметил генеральный директор ГНПП «Регион» Игорь Крылов, уже заключены контракты на экспорт новых бомб.

Также в экспозиции КТРВ можно было увидеть и корректируемую авиационную бомбу с лазерной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью КАБ-250ЛГ-Э, которая уже демонстрировалась ранее. Она предназначена для поражения легкоуязвимой техники, железнодорожных узлов, складов боеприпасов и т.п. Бомбы этого типа могут применяться одиночно и залпом с самолетов фронтовой авиации, оборудованных системой лазерного подсвета, а также при внешнем подсвете цели. Масса боевой части этого боеприпаса – 165 кг.

Как сказал Борис Обносов, если по бомбам калибра 1500 и 500 кг у КТРВ были наработки и раньше, то КАБ-250ЛГ-Э – полностью новая разработка. «Почему это важно Тратить мощный боеприпас калибра 1500 или 500 кг для поражения небольшой или слабозащищенной цели слишком накладно. Поэтому мы в ближайшем будущем будем осваивать корректируемые авиационные бомбы калибра 100 кг и, возможно, 50 кг», – сообщил руководитель Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Что касается новинок – К08БЭ и К029БЭ, то, как отметил Борис Обносов, «по данному виду оружия мы сильно прибавили в характеристиках по дальности. У бомбы калибра 1500 кг дальность в экспортном варианте сейчас составляет 50 км, а у К08БЭ – 40 км. Это уже позволяет использовать их вне зоны поражения средств ПВО противника, чтобы сохранить жизни летчиков и авиатехнику».

Корректируемая авиационная бомба К08БЭ.

Ведутся работы и по миниатюризации ракет класса «воздух-поверхность». Это – не просто модное направление развития вооружения, а насущная необходимость. Ведь чем больше можно подвесить ракет на носитель – тем выше его боевая эффективность. К тому же все большее распространение получают ударные БЛА, для которых также необходимо современное высокоэффективное управляемое оружие относительно небольших габаритов. По словам Бориса Обносова, одно из направлений работы по уменьшению массогабаритных и весовых характеристик авиационных средств поражения было «нащупано» при создании ракеты типа Х-38МЭ. «Я считаю, что это одно из важнейших направлений, – подчеркнул генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». – И мы уже очень близки к завершению создания изделий класса «воздух-поверхность» массой сто килограмм и меньше».

Управляемая планирующая авиабомба К029БЭ.

Главный сдерживающий фактор в этой работе – известные трудности российского ОПК с элементной базой современного уровня. «Этому вопросу сегодня уделяется большое внимание, в том числе и руководством страны, многое делается, – сказал Борис Обносов, – но нельзя за один день исправить то, что разрушалось десятилетиями».

Отвечая на вопрос о том, как идет работа по созданию гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», он отметил: «Вы знаете, что работа непростая, аналогов этому изделию нет. Но она завершится в согласованные с заказчиком сроки».

В целом, как сказал Борис Обносов, основные тенденции развития управляемого авиационного вооружения – «дальше, быстрее, точнее». Один из примеров достижений КТРВ в этом контексте – ракеты класса «воздух-воздух». В частности, максимальная дальность пуска ракеты малой дальности РВВ-МД сегодня составляет 40 км – по этому показателю она приблизилась к более старым ракетам средней дальности, например, у Р-27Р1 максимальная дальность – 50 км. А дальность пуска у ракеты средней дальности РВВ-СД – 110 км, то есть они фактически могут заменить Р-33Э, являющиеся главной ударной силой самолета-перехватчика МиГ-31. В свою очередь, РВВ-БД позволяет поражать самолеты, вертолеты и крылатые ракеты на расстоянии до 200 км.

Среди приоритетов Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – создание универсальных авиаицонных средств поражения, которые можно интегрировать на борт любых современных самолетов.

У авиационной тактической противокорабельной ракеты Х-35УЭ благодаря переходу на новый двигатель и изменению компоновки удалось увеличить емкость топливных баков, соответственно, дальность пуска возросла до 260 км (против 130 км у Х-35Э). Кроме того, у нее новая система управления, а также значительно повышена помехозащищенность. «Это тоже один из актуальных критериев, поскольку рассчитывать, что в бою с равным по возможностям противником ракета, имеющая низкую помехозащищенность, достигнет цели – несколько наивно, – отметил Борис Обносов. – Сегодня мы находимся на завершающем этапе испытаний и рассчитываем адаптировать эту ракету для береговых и корабельных комплексов. При максимальной дальности 260 км это позволяет решать задачи по уничтожению морских целей на дальних подступах».

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» будет участвовать в производстве нового авиадвигателя ПД-14.

Авиационная высокоскоростная ракета класса «воздух-РЛС» Х-31ПД, предназначенная для поражения радиолокационных станций, вместо селективной головки самонаведения (ГСН) получила широкополосную ГСН, которая перекрывает весь диапазон частот РЛС систем и комплексов ПВО вероятного противника.

Еще один современный тренд – размещение авиационных средств поражения во внутрифюзеляжных отсеках истребителей пятого поколения. В рамках создания российского Су-57 были разработаны модульные ракеты малой дальности типа Х-38МЭ и противорадиолокационная Х-58УШКЭ. Но, как подчеркнул Борис Обносов, это не уникальное вооружение только для Су-57 – такой подход был бы нерациональным. Х-38МЭ и Х-58УШКЭ могут размещаться на внешней подвеске самолетов четвертого поколения Су-35 и Су-34, а также на истребителях марки «МиГ».

Среди образцов продукции двойного назначения, представленных Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС 2019, были и уникальный тренажерный комплекс для подготовки парашютистов «Кудесник», и инновационные эндопротезы из углерод-углеродного композиционного материала, которые по всем параметрам превосходят использующиеся сейчас титановые искусственные суставы (подробнее об этих разработках см. журнал «Национальная оборона» №8/2019 г.). Особо хотелось бы отметить реверсивное устройство и другие элементы конструкции нового авиа­двигателя ПД-14, выполненные из полимерных композиционных материалов (ПКМ) пермским заводом «Машиностроитель», также входящим в состав КТРВ. Предприятие освоило уникальные технологии композиционного производства для авиастроения: раскрой на плоттере выкройки согласно схеме армирования, выкладку с помощью лазерного проектора раскроенных заготовок, вакуумно-автоклавное формирование, изготовление мастер-моделей, повторяющих облик изделия и другие. Из ПКМ «Машиностроитель» изготавливает помимо реверсивного устройства также корпус передний и панели обшивки газогенератора двигателя ПД-14.

Тренажерный комплекс для подготовки парашютистов «Кудесник».

Как известно, первый полет новый среднемагистральный лайнер МС-21-300 совершил с американскими двигателями Pratt&Whitney PW1000G. Однако разработка российского варианта силовой установки с двумя моторами ПД-14 в настоящее время подходит к своей финальной стадии. В 2018 г. на двигатель ПД-14 был выдан Сертификат типа Росавиации. В настоящее время ведется работа по валидации данного Сертификата Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Производство ПД-14 также планируется сертифицировать по требованиям Росавиации и EASA. В ближайшем будущем МС-21-300 должен совершить первый полет с двигателями этого типа. Как подчеркнул Борис Обносов, после завершения испытаний и начала серийного изготовления ПД-14 завод «Машиностроитель» получит хорошую загрузку по программе производства новых авиадвигателей. Это повлечет за собой значительное увеличение объемов гражданского производства Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в целом.


 

НОВОСТИ

Военно-политическая обстановка на Западном стратегическом направлении остается напряженной, констатировал глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу на очередном заседании Коллегии Министерства обороны России.
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского завершена сборка второго образца военно-транспортного Ил-112В, предназначенного для статических испытаний.
Министерство обороны России опубликовало видеоролики, демонстрирующие первые полеты двух беспилотных летательных аппаратов: большой продолжительности полета «Альтиус-У» и тактического «Форпост-Р».
В Государственной Думе состоялось заседание круглого стола по вопросу о распространении статуса ветерана боевых действий на военнослужащих Вооруженных Сил СССР, направлявшихся в Чехословакию в августе 1968 г. в составе войск Организации Варшавского договора (ОВД).
На полигонах в Ростовской и Волгоградской областях, Крыму, Северной Осетии и на Кубани состоялись специальные учения по радиоэлектронной борьбе (РЭБ) с воинскими частями и подразделениями РЭБ Южного военного округа (ЮВО).
Зенитный ракетный полк противовоздушной обороны Северного флота, дислоцированный на острове Южный архипелага Новая Земля, полностью перевооружен на новые зенитные ракетные системы С-400 «Триумф».
В Западном военном округе (ЗВО) в августе состоялось комплексное мобилизационное учение под руководством командующего войсками округа генерал-полковника Александра Журавлева. Мероприятие впервые проходило на территории 26 субъектов страны в административных границах трех федеральных округов.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 Компания «Сухой» впервые представила на статической экспозиции экспортную версию самолета пятого поколения Су-57 – Су-57Э.
В 2019 г. исполняется 30 лет со дня первой посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», которую выполнил летчик-испытатель Виктор Пугачев на самолете Су-33.
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и Министерство обороны Республики Беларусь на полях Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 заключили контракты на ремонт ранее поставленных белорусской стороне управляемых ракет для зенитных ракетных систем С-300, а также на послегарантийное сервисное обслуживание зенитных ракетных комплексов «Тор-М2К».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100