Система корабельного мониторинга: 10 лет на службе ВМФ России
Реальные сферы практического применения СКМ выходят далеко за пределы ВМФ

На страницах журнала «Национальная оборона» регулярно освещается деятельность АО «Завод «Энергия» – филиала СКБ «Энергия». В предыдущих статьях рассматривались состав, назначение и возможности системы корабельного мониторинга в еe различных модификациях. В настоящей статье проводится обзор 10-летней творческой деятельности СКБ в плане эволюции создания и концептуального развития системы.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Многие аварии и катастрофы на море происходят по причине функциональной недостаточности традиционных способов и средств их обнаружения, выявляющих аварии на более поздних стадиях развития. К числу таких резонансных событий можно отнести техногенные катастрофы на АПЛ «Комсомолец» (1989 г.), БПК «Маршал Шапошников» (2008 г.), БПК «Керчь» (2014 г.). С целью решения комплекса задач раннего (упреждающего) обнаружения аварийных (нештатных) ситуаций на кораблях и судах ВМФ России с автоматическим формированием тревожных извещений в 2007 г. в СКБ «Энергия» была создана принципиально новая система корабельного мониторинга (СКМ).

СКМ построена в виде распределенной локальной вычислительной сети, объединяющей подсистемы сбора данных (телекамеры, датчики), управления, регистрации и отображения информации (функциональные модули), источники бесперебойного питания и линии связи (рис.1). Также в состав системы входит специализированное ПО, реализующее оригинальные алгоритмы сбора и обработки данных, распознавания аварийных факторов, определения параметров их местонахождения и развития.

В основу раннего обнаружения признаков начала аварийных ситуаций был положен принцип одновременной обработки данных телевизионного и тепловизионного каналов ТВ-камер системы. Их совместная математическая обработка с помощью специализированого программного обеспечения дала возможность обнаруживать аварийные ситуации, определять их местонахождение и осуществлять параметрический контроль динамики развития аварийных процессов. На рис. 2 в качестве примера показано изображение на мониторе места обнаружения задымления (наложение секторов желтого цвета) и дыма (наложение секторов синего цвета) в помещении.

Первоначальная система решала задачу мониторинга обстановки во внутрикорабельных помещениях с помощью внутриотсечных ТВ-камер и на верхней палубе, а также вблизи бортов с помощью палубных ТВ-камер.

Рисунок 1.

Рисунок 2. Обнаружение дыма с помощью внутриотсечной ТВ камеры СКМ.

Система позволяла обнаруживать признаки:

• возгораний, появление дыма, задымления, пара;

• несанкционированного проникновения в охраняемую зону;

• изменений контролируемых объектов, включая разрушения, смещения (перемещения) и т.п.

Дальнейшим развитием СКМ стало решение задач противодействия аварийным ситуациям. Введенная в состав СКМ система роботизированного управления наведением противопожарных лафетных стволов обеспечивает их предварительное (по данным от палубных ТВ-камер) наведение на очаги возгораний и оперативную ликвидацию огня. Данная система может быть актуальной не только на кораблях и судах, но и на многих других морских и береговых энергоемких объектах, в том числе на нефтегазодобывающих платформах, тепловых и атомных электростанциях, судостроительных и судоремонтных заводах и пр.

С целью контроля за блокированием развития аварийных ситуаций СКМ была дополнена системой автоматизированного контроля задраивания противопожарных и водонепроницаемых дверей и люков.

Следующим функциональным дополнением СКМ стал мониторинг за процессом швартовки корабля, осуществляемый путем расчета текущего расстояния до объекта сближения по данным от ТВ-камер с лазерным дальномером.

Разработанная впоследствии система контроля обхода помещений лицами дежурно-вахтенной службы организационно входит в состав СКМ и функционально дополняет ee в местах, не охваченных датчиками и ТВ-камерами СКМ. Опытный образец системы был апробирован в 2016 г. на крейсере «Аврора». В настоящее время данной системой планируется оборудовать ряд объектов ВМФ.

В 2011 г. возникла необходимость создания интегрированных комплексов технических средств охраны (ИК ТСО) на морских транспортах, предназначаемых для перевозки разрядных грузов. Модульный принцип построения, развитое программное обеспечение и широкие аппаратно-программные возможности СКМ позволили успешно решить эту задачу. В результате в 2012-2013 гг. силами СКБ «Энергия» ИК ТСО были спроектированы и с 2015 г. начали поступать на вооружение ВМФ.

Таким образом, за прошедшие 10 лет СКМ претерпела существенные качественные изменения в плане расширения функциональных возможностей.

На настоящий момент системой корабельного мониторинга оснащено более 20 кораблей и судов ВМФ (в т.ч. проектов 20181, 20380, 21631, 12700, 11982, 21300, 22010, 22570).

Обладая неоспоримыми конкурентными преимуществами перед отечественными и зарубежными аналогами, СКМ позволяет повысить на 20-30% потенциал устойчивости объектов к техногенным аварийным факторам при стоимости системы не более 1-2% от стоимости объекта. На проекте 22570 с помощью СКМ в 2015 г. была обнаружена пожароопасная ситуация. Ее своевременное предотвращение позволило избежать большого военно-экономического ущерба.

Реализованный в СКМ высокий уровень автоматизации процессов мониторинга, не требующий участия оператора и сводящий к минимуму роль человеческого фактора, определяет одно из основных перспективных направлений использования системы. Им является применение СКМ в составе малоэкипажных объектов ВМФ и морских робототехнических систем (рис.3).

Рисунок 3. Перспективы контроля и мониторинга объектов ВМФ.

Реальные же сферы практического применения СКМ выходят далеко за пределы ВМФ. С помощью системы и ее компонент могут успешно решаться задачи обеспечения безопасности и мониторинга на многих объектах других ведомств (рис.4).

Таким образом, система корабельного мониторинга разработки СКБ «Энергия» является одним из тех современных образцов военно-морской техники, которые ориентированны на решение актуальных задач безопасности и мониторинга объектов ВМФ и других ведомств.

Рисунок 4.

Филиал «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru

 

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100