Ту-214 ОН – флагман флотилии «Открытого неба»
В России создана лучшая в мире авиационная система наблюдения для реализации международного договора

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 г. Он входит в группу соглашений, связанных с ограничениями и контролем над вооружениями, и ратифицирован Российской Федерацией в 2001 г. (сегодня число государств-участников ДОН достигло 34).

Владимир ВЕРБА

 

Договор допускает наличие у каждого государства-участника специального «самолета наблюдения», оснащенного аппаратурой наблюдения, состав и характеристики которой ограничены. С помощью этого самолета можно совершать наблюдательные полеты над территорией других стран, подписавших ДОН, и наблюдать за перемещениями войск, состоянием портов и крупных железнодорожных узлов, т.е. контролировать деятельность вооруженных сил другого государства. Перед допуском к наблюдательным полетам, самолет и аппаратура наблюдения проходят международную сертификацию. Во время полета маршрут самолета и работа аппаратуры контролируются представителями наблюдаемой стороны.

Владимир Степанович ВЕРБА – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

На первом этапе реализации договора (до 1 января 2006 г.) полеты проводились с использованием только аэрофотоаппаратов. Государства-участники оборудовали самолеты различных классов, состоящие на вооружении собственных ВВС. Так, США выделили для этих целей самолет специального назначения OS-135 (на базе Boeing 707), Германия –

Ту-154М (к сожалению, погиб в 1997г.), Великобритания – Andover. Страны Западной Европы выбрали один и тот же тип самолета (С-130 различных модификаций), объединившись в так называемую «контейнерную группу» (общая аппаратура наблюдения размещена в контейнере, подвешенном под левым крылом самолета). Государства Восточной Европы оснащали аппаратурой наблюдения самолеты советского производства типа Ан-30Б или Ан-26. Один из лучших сегодня самолетов наблюдения на базе испанской платформы Casa создала Турция.

России приходится иметь два типа самолетов. Один – для длительных транзитных перелетов и больших по протяженности наблюдательных полетов над территорией США и Канады (Ту-154М ЛК-1), второй – для полетов над небольшими по территории странами Западной Европы (Ан-30Б).

С 1-го января 2006 г. стартовал второй этап реализации ДОН. На нем, согласно ранее достигнутой государствами-участниками договоренности, возможно использование всего спектра аппаратуры наблюдения, разрешенной договором. Это обстоятельство пробудило интерес к аппаратуре, не являющейся фотоаппаратами. Стала возможной цифровая форма записи информации на борту самолета наблюдения.

Создание авиационной системы наблюдения (АСН) в России специальным постановлением правительства РФ поручено ОАО «Концерн «Вега» совместно с рядом предприятий-соисполнителей. Работа проводится во взаимодействии с Национальным центром по уменьшению ядерной опасности (верификационным центром) Минобороны РФ.

Со стороны МИД России в разработке активное участие принимает департамент по вопросам безопасности и разоружения, оперативно решая все международно-правовые вопросы, связанные с созданием самолета. Весь комплекс работ по проектированию и строительству Ту-214 ОН постоянно находится в сфере внимания Совета безопасности России и лично контролируется президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Автоматизированное рабочее место оператора.

Высшие органы государственного управления страны оказывают существенную поддержку создателям авиационной системы наблюдения «Открытое небо», считая ее важным элементом в системе международных договоров, заключенных Россией и направленных на повышение безопасности и сотрудничества в области контроля над военной активностью стран-участниц ДОН.

Договор ограничивает конфигурацию аппаратуры наблюдения не только ее четырьмя типами, но и максимальной разрешающей способностью на местности каждого типа аппаратуры наблюдения. Все ограничения примерно соответствовали разрешению аппаратуры, применявшейся на спутниках.

Аэрофотоаппараты самолета (панорамный и кадровые) с разрешением 30 см позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Достижение договоренности о применении цифровых аэрофотоаппаратов (видеокамер) увеличило возможности фотографирования. К ним добавилась спектрозональная и цветная фотография. Видеокамеры особенно полезны при полетах на малых высотах под облаками.

Применение бортовых ИК-систем с допустимым разрешением 50 см позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры земной поверхности и решать задачи, которые не могут быть эффективно решены традиционными методами аэрофотосъемки. При небольших высотах полета ИК-системы обеспечивают всепогодность контроля.

Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности. Радиолокационная информация находит самостоятельное применение в ряде задач, кроме того, она может использоваться совместно со съемкой в ИК и видимом диапазонах.

1-го июня этого года совершил первый полет самолет наблюдения Ту-214 ОН, построенный в ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» совместно с ОАО «Туполев» под общим руководством ОАО «Концерн «Вега». В настоящее время самолет проходит летно-конструкторские испытания и его планируется показать на МАКС-2011. Это первый в истории ДОН самолет, оснащенный всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения. Таким образом, Россия выходит на передовые позиции среди государств-участников договора.

В 2010 г. на обзорной конференции по «Открытому небу» сообщение российской делегации о ходе работ по созданию самолета Ту-214 ОН вызвало большой интерес участников, особенно со стороны США. Информация о первом испытательном полете на заседании консультативной комиссии ДОН была положительно воспринята всеми участниками встречи. Ряд ведущих международных экспертов проявил желание более полно ознакомиться с его возможностями во время демонстрации самолета на авиасалоне МАКС-2011.

Отсек аэрофотоаппаратуры.

Экипаж самолета состоит из 5 человек: командира экипажа, второго пилота, бортинженера, штурмана и радиста-переводчика. В кабине экипажа предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии вместе с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны занимают отдельный салон. Они имеют возможность наблюдать за работой аппаратуры с помощью двух выносных дисплеев, аналогичных дисплеям операторов.

Пять автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных локальной сетью, размещаются в отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое АРМ имеет два монитора, на одном из которых показана карта, местоположение самолета и зона наблюдения работающей в данный конкретный момент аппаратуры, информация об условиях полета и другая рабочая информация, а на втором – получаемое аппаратурой изображение в реальном масштабе времени. АРМ также ведет постоянную цифровую запись видеоинформации и полностью управляет аппаратурой наблюдения. Работа оператора находится под контролем представителя наблюдаемой стороны.

Сама аппаратура наблюдения расположена в двух багажных отсеках. Аэрофотоаппараты и видеокамеры – в переднем отсеке со специальными иллюминаторами, которые при взлете и посадке защищены сдвигающимися в полете при включении аппаратуры шторками. В заднем отсеке размещен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, ИК аппаратура и специальная навигационная система аннотирования получаемой информации. Под самолетом расположена антенна радиолокатора, защищенная радиопрозрачным обтекателем.

Система жизнеобеспечения включает в себя купе для отдыха сменного экипажа, кухни и туалеты. Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете – 56 человек.

ОАО «Концерн «Вега» создал самую полную и самодостаточную на сегодняшний день АСН в мире. Она включает в себя не только самолет с аппаратурой, но и наземный комплекс обработки полученных данных, контрольные тест-объекты для проверки характеристик аппаратуры наблюдения (и их ограничений) в полете и учебно-тренировочные средства. Последние позволяют обучать обслуживающий персонал самолета, бортовой и наземной аппаратуры. Эта система может применяться не только для реализации ДОН, но и для патрулирования пограничных районов, а также в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Создание самолета стало крупным успехом всей кооперации предприятий-разработчиков, авиастроителей, органов государственного управления. Концерн «Вега» как головной разработчик АСН ОН выражает глубокую благодарность всем специалистам и организациям, принимающим участие в этой работе, и уверен, что в дальнейшей деятельности по эксплуатации и усовершенствованию системы будет сохранен высочайший уровень организационного и технического взаимодействия участников проекта.

ОАО «Концерн «Вега»

www.vega.su

 

ОАО «Концерн «Вега» – курс на инновации!

Концерн радиостроения «Вега» (ОАО «Концерн «Вега») – предприятие, ориентированное на инновационный путь развития. Концерн представляет собой интегрированную структуру (20 предприятий), создающую широкий спектр радиоэлектронных изделий и систем военного, гражданского и двойного назначения. Целью инновационной деятельности Концерна является повышение конкурентоспособности и коммерциализации результатов за счет осуществления технического перевооружения, внедрения новых, прогрессивных технологий, продуктов, решений, материалов и комплектующих.

Основные направления реализации поставленной цели определены в утвержденной «Программе инновационного развития ОАО «Концерн «Вега» на 2011-2017 годы». В ней предусмотрено формирование новых и реорганизация существующих структур Концерна, нацеленных на инновационное развитие всей интегрированной структуры и достижение намеченных ключевых показателей эффективности:

• создание инновационного комитета;

• модернизация корпоративных подразделений для обеспечения управления полным инновационным процессом (от инвестирования и разработки до маркетинга и коммерциализации);

• модернизация структур предприятий Концерна, для обеспечения реализации полного инновационного процесса в тесной кооперации;

• организация корпоративного инвестиционного фонда;

• организация центра по инноватике;

• организация корпоративного торгового дома для коммерциализации результатов деятельности;

• создание структур по взаимодействию с институтами развития, ВУЗами.

В настоящее время Концерн уже активно работает над исполнением программы:

• одно из предприятий Концерна – ОАО «ИМЦ Концерна «Вега» – выделен в качестве Центра по инноватике и содержит ряд профильных инновационных центров компетенции;

• в Концерне создан научно-образовательный центр «Авиационно-космические радиоэлектронные системы», который дополняет и развивает существующие взаимодействия с ВУЗами;

• Концерн вошел в четыре технологические платформы как профессиональный и компетентный участник;

• Концерн совместно с МГУ им. Ломоносова учреждает малое инновационное предприятие (МИП), которое позволит привлекать разработчиков различных инноваций в области медицинской техники. Незамедлительность активизации работ в этом направлении следует из выступлений председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, в которых 2011 г. назван «Годом медицины»;

• Концерн готовит прорывные проектные предложения для представления в Сколково и АСИ как эффективные институциональные институты развития;

• в Концерне создан Торговый Дом «Вега ТМ», который предназначен для взаимодействия и сотрудничества по следующим направлениям деятельности:

• реализация функций маркетингового центра для адаптации продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличения масштабов производства и рынков сбыта;

• представление полнофункционального сервиса по поставке продукции конечному потребителю;

• организация и проведение тематических и продуктовых семинаров, конференций, тренингов.

В развитии новых форм инновационной деятельности Концерн видит один из наиболее эффективных способов своего дальнейшего развития.

Торговый Дом «Вега ТМ».

Технологии. Маркетинг.

125190, г. Москва, ул. Балтийская, 14

Тел.: +7 (499) 155-4420

mail@tdvega.su

www.tdvega.su

www.imc-vega.ru

 

Александр Васильевич ФРОЛОВ – заместитель генерального конструктора ОАО «Концерн «Вега» по инновационным проектам, кандидат технических наук

Вячеслав Алексеевич МИХЕЕВ – генеральный директор ОАО «Инженерно-маркетинговый центр Концерна «Вега», кандидат технических наук


 

НОВОСТИ

АО «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы» (г. Москва) будет представлять свою продукцию на стенде №1Е6-1.
«То, о чем было сказано в послании Федеральному Собранию – это еще далеко не все. Позже расскажем», – заявил президент России Владимир Путин, говоря о новых российских вооружениях в ходе прямой линии.
Корпорация «УВЗ» на своих медиа-ресурсах распространила информацию о проведении испытательных стрельб БМП-3 с необитаемым артиллерийским модулем АУ-220М, в ходе которых экипаж находился за пределами машины и управлял огнем дистанционно. Такая функция позволяет превратить БМП в высокоэффективную огневую точку, способную бороться как с наземными, так и воздушными целями, фактически – в боевого робота.
В ходе выездное заседание Коллегии Министерства обороны России, впервые проведенного в Крыму, в Севастополе, глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что от общего объема государственного оборонного заказа на текущий год заключено уже более 2800 государственных контрактов, что составляет почти 93% ГОЗ-2018.
Сегодня освоение продукции гражданского назначения – особенно актуальное направление развития отечественной оборонной промышленности. Во время январского совещания о диверсификации производства президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что доля гражданской продукции к 2030 г. должна вырасти до 50% от общего объема изделий предприятий ОПК.
Указом президента Российской Федерации от 13 июня 2018 г. Алексей Криворучко назначен заместителем министра обороны Российской Федерации. Как пояснил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу, представляя нового члена Коллегии Минобороны на заседании в Севастополе, его новый заместитель будет отвечать за организацию военно-технического обеспечения войск и реализацию Государственной программы вооружения.
Вторая эскадрилья истребителей Су-30СМ войдет в состав авиационного полка 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа (ЗВО), базирующегося в Курской области.
В инженерных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации принят на снабжение комплекс оперативного развертывания временных дорог (КРВД).
Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ продолжает информировать о поступлении в войска и возможностях авиационного комплекса радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины».
Снайперы соединения ЮВО, дислоцированного в Волгоградской области, приступили к освоению прибора ночного видения четвертого поколения 1ПН141-1 и тепловизора 1ПН140-2 «Шахин», поступивших на вооружение в мае 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100