Су-34 официально встал в строй ВВС РФ
Фронтовой бомбардировщик Су-34 решением правительства России принят на вооружение

Это решение носит во многом формальный характер: самолет прошел весь цикл летных испытаний и давно поставляется в войска. Серийное производство новой машины, созданной компанией «Сухой», развернуто на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

Илья КЕДРОВ

Разработка прототипа нового фронтового бомбардировщика, призванного заменить в ВВС самолеты Су-24, началась в 1986 г. Первый полет прототипа, обозначавшегося первоначально как Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик), состоялся в 1990 г.

Первый этап Государственных совместных испытаний (ГСИ) Су-34 завершился 30 октября 2006 г. с выполнением более 200 полетов.

15 февраля 2006 г. ВВС РФ были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Эти бомбардировщики стали первыми новыми машинами, переданными новосибирским заводом российским ВВС после восьмилетнего перерыва.

Заключительный этап ГСИ завершился в сентябре 2011 г.

Компания «Сухой» передала ВВС РФ уже 46 бомбардировщиков Су-34.

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям (в том числе – малоразмерным и подвижным) в ходе автономных и групповых действий днем и ночью, а также для ведения воздушной разведки. Конструкция самолета и состав бортового оборудования позволяют ему выполнять боевые задачи в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия.

Наиболее заметным отличием Су-34 от всех остальных самолетов семейства Су-27 является размещение пилота и штурмана рядом друг с другом. Компоновка кабины позволяет членам экипажа покидать рабочие кресла. За кабиной экипажа находится небольшой отсек, где можно разогреть пищу и воспользоваться удобствами, недоступными на других самолетах тактической авиации. Другими особенностями работы экипажа является возможность обходиться без кислородных масок на высотах до 11 тысяч метров, наличие электромассажеров в катапультных креслах К-36ДМ.

Пилотская кабина выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со сторон противника. Бронезащиту имеют также жизненно важные агрегаты, в том числе – двигатели.

Объем топливных баков позволяет Су-34 выполнять полеты на дальность до 4000 км, а с дозаправкой – до 7000 км.

В состав БРЭО самолета входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора, предназначенная для предупреждения экипажа об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Для обнаружения и обстрела малоразмерных целей предназначается также двухканальная оптико-электронная система с тепловизором.

Сборка Су-34 на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

По отзывам летчиков и штурманов, Су-34 удобен в пилотировании, обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией на всех режимах полета, включая взлет, посадку и боевое применение.

Су-34 имеет 12 точек подвески вооружения, две из которых расположены тандемно между мотогондолами и предназначаются для тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность». Номенклатура ударного вооружения включает ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций, ракеты средней дальности Х-31 П/А, Х-59М, корректируемые бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500, а также бомбы свободного падения и блоки неуправляемых ракет. Вооружение класса «воздух-воздух» включает ракеты Р-73, Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ. Сообщалось, что по результатам госиспытаний Су-34 может применять порядка 20 видов управляемого оружия, в том числе разработанного в последние годы. Боевая нагрузка самолета составляет 8000 кг. В состав вооружения входит также встроенная пушка ГШ-301 калибром 30 мм.

Первоначально на Су-34 устанавливались двигатели АЛ-31Ф, позднее им на смену пришли модернизированные моторы АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 т.

Первый государственный контракт стоимостью 33,6 млрд. рублей на поставку ВВС РФ 32 бомбардировщиков Су-34 был подписан в ноябре 2008 г. Компания «Сухой» завершила его выполнение 16 декабря 2013 г., когда на аэродроме Новосибирского авиазавода строевым пилотам были переданы последние четыре машины, построенные в соответствии с этим соглашением. 20 декабря эти самолеты прибыли на авиабазу «Балтимор» Западного военного округа и вошли в состав 105-й смешанной авиационной дивизии. В ней бомбардировщиками Су-34 вооружен полноценный авиаполк. На сегодня он имеет самое большое количество Су-34 по сравнению с другими частями ВВС РФ.

24 декабря 2013 г. ВВС получили еще два Су-34 – уже в счет выполнения нового контракта. Министерство обороны России и компания «Сухой» заключили его 1 марта 2012 г. Соглашение предусматривает поставку до 2020 г. 92 новых фронтовых бомбардировщиков. В 2014 г. ВВС РФ получат от «Сухого» 16 бомбардировщиков Су-34. После реализации этого контракта общее число строевых Су-34 в ВВС России достигнет 124 единиц. А в перспективе, как заявлял главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев, их парк увеличится до 150-200 штук.

Су-34 активно привлекаются к участию в крупных оперативно-стратегических учениях. Например, в ходе маневров «Восток-2010» два экипажа из состава Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава совершили беспосадочный перелет на дальность более 8 тыс. км. В ноябре 2013 г. десять экипажей бомбардировщиков Су-34 Воронежской авиационной базы в ходе отработки беспосадочных полетов на максимальную дальность преодолели более 5 тыс. километров.

За свою недолгую в целом летную биографию Су-34 успели поучаствовать и в реальных боевых действиях – один из бомбардировщиков липецкого ЦБП ПЛС привлекался для выполнения боевых задач в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100