Энергия мечты
К 120-летию со дня рождения Николая Ивановича Петрова

Встреча Советской делегации на аэродроме в США. В центре, справа – посол СССР в США Добрынин А.Ф., слева – Петров Н.И. 1944 г.

В 2018 г. исполняется 120 лет со дня рождения одному из первых организаторов и научному руководителю исследовательских работ в области авиационного и ракетного оборудования, генерал-майору инженерно-авиационной службы Николаю Ивановичу Петрову.

Владимир МЕДВЕДЕВ

Петров Н.И. – выпускник Комиссаровского технического училища. 1917 г.

Николай Иванович Петров родился 23 апреля 1898 г. в Москве, в многодетной семье служащего. Весной 1917 г. после окончания московского Комиссаровского технического училища, Николай Иванович был мобилизован и направлен в Техническое артиллерийское училище в Петрограде, которое и окончил осенью 1917 г. По распределению назначен артиллерийским техником в один из артдивизионов Западного фронта. После мобилизации в Красную Армию поступил на службу техником во вновь сформированный артиллерийский дивизион Рогожско-Симоновского района. Принимал участие в Гражданской войне, был ранен. В конце 1919 г. командирован в Москву в Высшую военную электротехническую школу, которая впоследствии была реорганизована в Военную электротехническую академию им. Буденного. По окончании академии с осени 1924 г. и до конца 1938 г. работал в Научно-исследовательском институте ВВС Красной Армии, пройдя путь от инженера-конструктора до одного из руководителей института. В 1938 г. перешел на преподавательскую работу в Военно-воздушную академию им. Жуковского.

Николай Иванович неоднократно участвовал в международных научно-технических мероприятиях: в 1935 г. в Германии выступал на светотехнической конференции, в 1936 г. организовал работу нашей делегации на международной выставке по авиации во Франции. В 1944 г. руководил поездкой в США делегации из СССР на конференцию по проблемам поставок продукции и развития гражданской авиации. По обмену опытом посещал завод «Белл эйркрафт», который производил знаменитые истребители «Аэрокобра» (P-39Q Airacobra).

В начале 1940 г. Николай Иванович назначен постоянным членом Научно-технического комитета Военно-воздушных сил. Приказом Народного комиссариата обороны в счет «1000» – состоял в кадровом резерве офицеров РККА, откомандированных в распоряжение Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). Назначен на должность заместителя начальника 7 Главного управления НКАП для руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по самолетному оборудованию и агрегатам. В 7 Главное управление по опытному строительству входили важнейшие научно-исследовательские институты и ОКБ в системе НКАП. Петров Н.И. провел большую работу по созданию конструкторских бюро, разработке новых образцов оборудования, агрегатов и внедрения их в серийное производство.

Петров Н.И. в качестве члена советской делегации на Потсдамской конференции. Берлин, 1945 г.

В конце 1942 г. приказом по НКАП полковник Петров Н.И. назначен директором НИИ-12 (Научно-исследовательского института авиационного приборостроения) с заданием реорганизовать его в Институт самолетного оборудования (НИСО). Талантливый организатор, научный деятель и опытный инженер, имея большой теоретический и практический опыт, Петров Н.И. за короткое время сумел коренным образом перестроить НИИ-12 и создать на его основе научно-исследовательский центр, обеспечивающий техническое регулирование комплексных задач развития всего самолетного оборудования всех типов воздушных судов нашей страны. С самого начала своей работы начальником института, Петров Н.И. определил функционал руководимой им организации, добился определенных направлений тематики, решил задачу качественного и количественного состава специалистов. В 1943 г. был решен наиболее назревший вопрос со служебными помещениями института и организовано оснащение новейшим, в том числе уникальным, оборудованием лабораторий. В задачи института стали входить системные исследования и поиск технических решений при создании новых приборов и проведении НИОКР по решению наиболее актуальных проблем самолетного оборудования: пилотажно-навигационных приборов, моторных приборов, радио- и локационного оборудования, электро- и светотехнического оборудования, противообледенительных и противопожарных устройств, защиты самолетного оборудования от вибраций, кислородного оборудования и герметичных кабин, специальных авиационных материалов, монтажа и размещения оборудования на самолетах и его унификации, создания измерительной аппаратуры. Институт оказывал всестороннюю техническую помощь заводам, ОКБ и воинским частям по вопросам самолетного оборудования. Большое внимание Николай Иванович уделял воспитанию и подготовке научно-исследовательских кадров, работающих в области самолетного оборудования.

В период Великой Отечественной войны Петров Н.И. непосредственно руководил внедрением новых образцов самолетного оборудования на предприятиях авиационной промышленности и непосредственно на фронтах. Находясь в действующей армии, проводил особо важную работу по улучшению радиосвязи самолетов истребительной и штурмовой авиации, что сыграло огромную роль для достижения превосходства наших военно-воздушных сил над врагом.

Лауреаты Государственной премии после награждения. Слева направо: Масленников В.А., Рязанцев Н.Д., Петров Н.И., Почтарь Н.А.

Николай Иванович Петров, сочетая техническое и военное образование, являясь выдающимся специалистом по созданию приборного оборудования, постоянно привлекал к работе высококвалифицированные кадры – известных ученых и выдающихся инженеров, что позволило заложить в стенах института фундамент научных и производственных школ, практических направлений развития техники и технологий навигации, беспилотной авиации, ракетостроения, вооружения и военной техники.

Н.И. Петров на заводе «Аэрокобра».

В годы войны Петров Н.И. руководил созданием бортового оборудования для первого самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1». В 1944 г., в ответ на боевое применение противником «Фау-1», под руководством Петрова Н.И. были успешно решены поставленные перед институтом задачи по созданию аппаратуры управления нового вида оружия – беспилотной боевой техники – отечественного самолета-снаряда «10Х». Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 30 апреля 1943 г. Н.И. Петрову было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

С июля 1945 г. НКАП возложил на НИСО руководство работами по созданию самолетного оборудования для тяжелого бомбардировщика «Ту-4». Эта сложнейшая техническая задача, связанная с решением большого количества совершенно новых вопросов для нашей промышленности, заняла ведущее место в работе НИСО и потребовала усилий всего коллектива института. Благодаря исключительным организаторским качествам Петрова Н.И. удалось в кратчайшие сроки реализовать комплекс запланированных разработок.

Весной 1945 г. Николай Иванович Петров возглавлял комиссию Наркомата авиационной промышленности по обследованию Германского реактивного научно-исследовательского института ракетного вооружения в Пенемюнде. В составе этой комиссии работали начальник НИИ-1, профессор Генрих Наумович Абрамович, будущий заместитель главного конструктора ОКБ-1 по системам управления, академик Борис Евсеевич Черток и многие другие. Итогом работы комиссии стало изучение снарядов, а также некоторых чертежей, которые в будущем позволили уточнить устройство и действие немецких ракетных снарядов, а также установить тенденции в их развитии и учесть опыт их разработки.

После обследования, проведенного группой Н.И. Петрова, было принято постановление Государственного комитета обороны СССР о начале работ специальной технической комиссии, состоящей из специалистов учреждений, работающих по ракетной тематике. Это стало началом работ в СССР по разработке ракетной, а в будущем и космической техники.

Большая и сложная работа была проведена Николаем Ивановичем по созданию отечественных беспилотных самолетов, что, несомненно, являлось крупным достижением авиационной науки и техники. Коллективом возглавляемого им института были созданы оригинальные отечественные системы автоматической посадки и взлета и успешно решены задачи полной автоматизации управления беспилотным самолетом с воздушного и наземного пунктов управления.

Петров Н.И. – страстный любитель шахмат.

Петров Н.И. на летных испытаниях беспилотного самолета «Як-9В». Джанкой, 1949 г.

За успешную и безупречную службу и за выдающиеся успехи в области научно-исследовательских работ в авиационной промышленности Петрову Н.И. было присвоено звание лауреата Государственной премии, он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За оборону Москвы» и др.

Из воспоминаний о Петрове Н.И. его дочери Марины Николаевны Сорокиной (Петровой):

«Отец обладал жестким характером. Был строг и требователен. Вместе с тем, он был жизнерадостным человеком, любил шутку и сам часто шутил. К сотрудникам института относился с большим уважением. Если устраивал кому-то «разнос», то никогда не позволял себе грубости или неуважения. У коллектива института пользовался большим авторитетом, уважением и любовью. А женщины его просто обожали. Отец всегда активно участвовал в общественной жизни института, вникал в бытовые нужды сотрудников и отзывался на их просьбы. При нем начал действовать пионерский лагерь и в Бутове заработал детский сад. Несмотря на свою занятость, отец был увлекающимся человеком и к предмету своих увлечений всегда относился серьезно, досконально изучая вопрос. Он любил и неплохо играл в шахматы. У него были свои маленькие шахматы – небольшая коробочка 10x10 см, с которой он почти не расставался. Любил хорошие книги и знал почти все букинистические магазины Москвы. Его любимым писателем был Салтыков-Щедрин М.Е. Последние годы отец часто болел. Сказалась напряженная и тревожная жизнь. Но он все равно продолжал работать. В то время институт занимался важными разработками совместно с Чаломеем. Работы велись в Крыму, и отец постоянно находился там, со всеми».

 

Владимир Михайлович МЕДВЕДЕВ – генеральный директор АО «ГосНИИП»


 

НОВОСТИ

В рамках реализации программы трансформации ОАК в единую компанию с выделением профильных дивизионов в Корпорации произошел ряд назначений.
20 июля второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Специалисты дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ДТА ПАО «ОАК») приступили к отработкам систем, смонтированных на борту опытного летного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
В 2018 г. исполняется десять лет с момента создания в филиалах Компании – на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ) и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) – управлений развития производственной системы (УРПС). За это время сотрудникам Компании удалось реализовать около 250 проектов, направленных на улучшение производственных процессов и повышение эффективности работы предприятий.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов в ходе рабочего визита в Хабаровский край посетил филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина».
С 10 по 21 июля в Ульяновской области молодые специалисты «Компании «Сухой» и ее филиалов презентовали собственные инженерные проекты в рамках VII международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2018».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» принял участие в международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018 в качестве партнера с демонстрацией возможностей производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Мероприятие прошло в Екатеринбурге с 9 по 12 июля в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и правительство Удмуртской Республики в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге 9 июля 2018 года подписали соглашение о развитии сотрудничества. Документ утвердили заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров и глава Удмуртии Александр Бречалов.
Делегация АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» 19 июля приняла участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Ижевске совместно с правительством Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли республики, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, региональными и отраслевыми кластерами и технопарками, заинтересованными в партнерстве с Концерном.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передало Минобороны России первый в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100